17.3.13

Современное искусство и современники… Или, постскриптум к круглому столу...



Посетив недавно очередную экспозицию работ современных художников, выслушав выступления современных искусствоведов, философов и некоторых авторов самих работ,  в очередной раз задаю себе вопрос, что же такое искусство, современное, в частности, какова его миссия, в чем задачи и ответственность художника перед собой, миром и Богом.
На мой взгляд, художник – это человек, который пытается осмыслить, описать и передать в мир определенное послание при помощи визуальных образов и изобразительных средств (если речь идет об изобразительном искусстве). И здесь крайне важна последовательность этих действий: мыслить, описывать, передавать. А также то, что он это ПЫТАЕТСЯ сделать, что очень важно, но об этом чуть позже. Жизненно необходимо, чтобы художник не только мыслил и владел изобразительными средствами и совершенствовался в этом, но и чтобы он заботился о том, дойдет ли его «передача», послание к адресату.
Мне трудно представить себе художника,  который создает свое произведение с совершенным равнодушием относительно того,  увидит ли его работа мир, будет ли она как-то этим миром осмыслена, принята, понята. Это все равно, что родить ребенка и не заботиться о его воспитании, внешнем облике и содержании, тем самым выказывая  совершенное равнодушие относительно того, сможет ли этот ребенок  жить в этом мире, когда вырастет, какая это будет жизнь и что  он сам сможет дать этому миру. Думаю, для настоящего художника невероятно  мучительно осмыслять и описывать мир, зная, что передать это некому. Такое субъективное видение мира, без коммуникации, диалога, обратной связи ведет к разрушению самого художника и  мира в целом, если такая творческая  позиция становится массовой.
Ведь какую тенденцию пугающе часто можно видеть в настоящее время в мире современного искусства? Художник экспериментирует при помощи различных изобразительных средств, зачастую, на только ему известную тему, с одному ему известными вложенными смыслами, если таковые вообще имеются. Выставляет это в  галереях, нередко даже не утруждая себя  дать хотя бы название работе, оставляя тем самым зрителя один на  один со своей шизофренией.  А иначе как можно назвать такую расщепленность, раздвоенность, отделенность себя  от мира, зрителя, как не собственным бредом или галлюцинацией? Согласна, что художник может и должен экспериментировать со смыслами, образами, изобразительными  средствами. Но выставлять  эксперимент или серию экспериментов, выдавая это за конечный результат, называя это искусством – это издевательство над зрителем, миром, предшественниками и Создателем. Если мы принимаем серию экспериментов художника за искусство и конечный результат, то мы не вправе судить Бога за то, что с нами происходит. Может, он тоже экспериментирует? Не вправе судить, без возможности что-либо осмыслить, не имея ни единой ниточки или знака, за который можно зацепиться, не упав в бездну. Надеюсь, что с Богом все обстоит по-другому… Но зритель, стоя перед подобного  рода работами, примерно так  себя и чувствует: растерянным, одиноким, отчаянно ищущим хоть какой-то знак от «создателя», чтобы почувствовать свою сопричастность к миру посредством этого произведения, в частности. Ведь что, как ни единение с миром, общность, сопричастность, может и должен чувствовать зритель, смотря на произведение искусства, вопрошая, ища знак, находя его и по-своему осмысливая? Но этот знак ДОЛЖЕН БЫТЬ!!!
 На мой взгляд, произведение искусства – это синтез частного и общего, это  единение в работе личного, индивидуального, интимного  в самом художнике в контексте коллективного, группового, эпохального, божественного.
Сейчас, смотря на некоторые серии работ, слушая мнение искусствоведов, поддерживающих инертность и бессознательность художников, нам внушается мнение, что поиск смысла и содержания в произведении искусства – исключительно задача зрителя. Так же, ответственностью зрителя, со слов искусствоведов, является  получение удовольствия от просмотра произведения искусства, что и есть, по их мнению, конечной и неотъемлемой задачей  искусства. С художников, тем самым, полностью снимается ответственность жить осмысленно, вкладывать в работу содержание, заботиться о возможности  зрителя увидеть знак, символ, намек. Художнику теперь не обязательно ясно видеть образ передаваемого, владеть техническими способами выражения задуманного: можно выражать неизвестно что и не важно как.  Вместо художника, теперь зритель должен обладать способностью ясновидения, а также владения всевозможными техниками, которые  обязаны ему  помочь получить удовольствие от просмотра произведения искусства. Поиск смысла и получение  удовольствия  от   работы – это теперь сугубо личные задачи зрителя. Как будто современное  искусство больше не в состоянии вызывать какие-либо еще чувства. Возможно, это и так.  С чем  решительно не соглашусь, если речь идет об искусстве вообще.
Картина, изображающая полный произвол художников  с одной стороны, и гиперответственность зрителя, с другой стороны, вызывает у меня образ книги, написанной  писателем в стиле абракадабры, изданной и  поставленной на книжную полку в магазин. Читатель  же обязан расшифровать текст  всеми возможными и невозможными  средствами, найти в  нем смысл автора и свой собственный, а также получить от всего этого процесса удовольствие.
Считаю, что современное искусство существует только для современников, и очень временно. Впоследствии у него есть шанс влиться в  мировое полотно, если оно будет достойно того. Современный художник, то есть живой художник, должен заботиться о том, чтобы отобразить в своих работах дух эпохи, в которой он живет. Выразить в своих произведениях свое мироощущение, понимание особенностей настоящего времени, места в нем человека, тем самым оставив свой вклад, след  для последующих поколений, стать звеном в цепочке времени. Новые же технические средства должны быть вплетены в смысловую канву современности, как  неотъемлемая часть нашего времени, а не заменять новым форматом отсутствие содержания как такового.
Все это возможно, если современный художник, как и его великие предшественники, будет ПЫТАТЬЯ, совершать попытки, снова и снова… Художника должен  мучить вопрос: получилось ли у него передать зрителю свое видение и осмысление  мира так, чтобы зритель смог это видение если не понять, то хотя бы как-то к нему приблизиться,  с одной стороны. С другой же стороны, смысл, заложенный художником, должен как-то вписываться в общий групповой контекст жизни. Художник – это и есть главный ответственный  за свое произведение перед  собой, миром, эпохой, Богом за то, что  и как он транслирует в этот мир. А зритель  будет держать свой ответ, и по другому поводу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий